Год назад от СПИДа умерла Женька. Не стало человека с широко распахнутыми глазами. Всегда готового прийти на помощь, умеющего сострадать и понимать. Чтобы выжить, выстоять, ей самой не хватило понимания и поддержки от окружающих... Ей и ещё 3 тысячам екатеринбуржцев, чьи имена перечислены в скорбном мартирологе - самой трагической части выставки «Помнить и жить», открывшейся вчера в Областной библиотеке для детей и юношества и посвящённой прошедшему в воскресенье Всемирному дню памяти умерших от вируса иммунодефицита.
Самый старший в списке, зачитывает наш экскурсовод - специалист по связям с общественностью ОЦ СПИД Ксения ГОГОЛЕВА (на снимке), Владимир, родился в 1934 году. Самый младший - Матвей. Ему было всего несколько месяцев от роду.
Страх перед ВИЧ крайне велик. С одной стороны, маловато знаний. С другой - недавно ещё недуг носил абсолютно фатальный характер.
Страх перед ВИЧ крайне велик. Но люди продолжают инфицироваться. По легкомыслию ли, от того ли, что не хватает знаний. В любом случае ситуация в России, а особенно в области, неблагополучна. Ежедневно, по данным организатора выставки - Областного центра по профилактике и лечению ВИЧ, в жертву вирусу в стране приносятся 160 человек. 10% из них - наши земляки. Где-то в непосредственной близости проживают 50 тысяч ВИЧ-положительных уральцев. И это только официальная статистика. В реальности их едва ли не вдвое больше. И кто-то уже в ужасе кричит: всех в резервацию (вариант - расстрелять). Другие же, словно в песок зарывшись, восклицают: никакого ВИЧ нет. Есть желание распределять финансы.
Антон - не просто один из тех, кто вступил в единоборство с вирусом. Он среди самых сильных и мужественных борцов. Потому что осмелился поднять забрало. Говорит: да, болен. 9 лет назад «приятная» новость чуть не раздавила. Еле таскал ноги. Ходил, держась за стеночку, не выпуская из рук пузырёк с нашатырём. Нашёл в себе силы начать лечение. Поверьте, это непросто - пить лекарство по часам и без пропусков. Зато теперь в хорошей форме, работает, а иммунный статус имеет такой, что, в отличие от много и сильно грипповавших коллег, ни разу за зиму не чихнул.
Впрочем, таких, как Антон, диагноза не скрывающих, по пальцам сосчитать. Есть Эля, есть Иван... Остальные молчат. Таятся. И пусть бросит в них камень тот, кто страха не ведает. Ведь разговоры про изоляцию или уничтожение - вовсе не безобидный трёп. Того и гляди, кому-нибудь захочется навести порядок.
Получится ли? Силовыми методами - нет. Побывав на выставке, это поймёт каждый. Но спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Узнав как можно больше про болезнь (а на выставке информации - море), мы практически гарантированно сумеем защитить себя сами. Не так уж, в принципе, сложно для homo sapiens.
Лия ГИНЦЕЛЬ